Если мы будем говорить о медитации с буддийской точки зрения, прежде всего, следует отметить, что практика медитации направлена на работу с умом и с энергией. Иногда мы можем выполнять практику медитации очень просто. Мы спокойно оставляем свой ум в естественном состоянии: в покое, безмолвии, тишине и мире. Сны люди видели, видят и будут видеть во все времена. Вопрос в том, что люди видят в своих снах. И как они это видение трактуют. Кто-то считает сновидения ментальным мусором дневных переживаний, кто-то — ценной информацией и языком Вселенной.
Тишина и безмолвие тревожат нас и вызывают ощущение неуверенности. Дело обстоит почти так, словно нас несколько пугает эта встреча с самим собой, когда мы не действуем и оказываемся с собой наедине. И часто, когда мы спокойно сидим, происходит то, что наши мысли начинают мчаться со скоростью двести миль в час или больше. Во множестве случаев, проблема, которая возникает, когда мы сидим, — это проблема энергии.
Кроме того, в начале медитация успокаивает, умиротворяет и приводит ум в устойчивое состояние. В самом деле, термин, обозначающий медитацию, на санскрите звучит как «дхьяна», по-тибетски — «самтэн», по-китайски — «чань», и по-японски — «дзэн». Что означает тибетское слово «самтэн»? «Сам» — это думающий ум. «Тэн» означает «упрочивать», «успокаивать» или «обретать устойчивость». Поэтому нашим первым шагом является обретение покоя и приведение думающего ума в устойчивое состояние. Если ум может достичь устойчивости самопроизвольно, без использования какого-либо объекта или метода, это — прекрасно. В противном случае, если мы не привыкли к этому, или если это не удаётся, или если мы просто не умеем это делать, иногда мы используем метод, например, такой как наблюдение за дыханием, сосредоточение на объекте, или чтение мантры, для того, чтобы помочь уму сосредоточиться, успокоиться и обрести устойчивость.
Всегда очень важно помнить, что метод или практика является только средством, другими словами, это — не созерцание. Именно посредством практики вы достигаете совершенства: чистого состояния всеобъемлющего присутствия, которое является созерцанием.
Когда мы действительно являемся самими собой ... когда мы открываем себя ... когда вся наша неестественная самость растворилась ... когда больше не существует никакой двойственности ... когда мы можем достичь недвойственного состояния отсутствия «я» ... это состояние называется созерцанием. Здесь больше нет никакого противостояния, поскольку противостояние — это двойственность.
Поэтому суть медитации заключается в том, чтобы поддерживать чистоту своей врождённой природы, и даже если мы не можем пребывать в этом состоянии очень долго, всё же каждый день мы привносим хотя бы немного этого чистого осознавания в свой поток ума, и слегка воздействуем на его структуру.