В шаманизме под голодным духом в том числе подразумевается любая болезнь. И эта болезнь является следствием того, что какие-то жизненные силы (духи-помощники), олицетворяющие эти силы, покинули человека. Соответственно, большинство шаманских исцелений — это путешествие за потерянной или украденной душой и ее возвращение. Шаманский мир в сибирской традиции — это арена битвы, и поэтому жизненные силы могут быть украдены противниками и просто другими безразличными к людям и алчущими энергии существами. Поэтому задача шаманского исцеления состоит в том, чтобы продиагносцировать, какие именно жизненные силы украдены, и отправиться либо за украденной душой, либо за покинувшими человека духом силы (животное силы или тотем силы). Каждый человек в шаманском представлении имеет несколько животных сил, которые даны ему от рождения или приобретаются им в ходе жизни, и все благополучие и здоровье человека, его особые умения связаны с этими уникальными животными силами.[18] И эти потеря этих животных силы или если их украли голодные духи, в шаманском мировосприятие приводит к болезням, депрессиям или смерти.
В базовом шаманизме, который впитал в себя, в том числе и «психологическую базу», принято считать, что к потере души[19] может привести любая травма, и чем интенсивнее травматический шок, тем серьёзнее масштабы потери души; кома приводится как пример почти полной потери души, смерть — полной.
В принципе, по верованиям шаманов, каждый из нас имеет животное силы, независимо от того, известно ему об этом или нет. Мы можем даже потерять или утратить животное силы из-за болезни, эмоциональной травмы, умственного перенапряжения или по другим причинам. Оно может быть отнято у нас другим человеком или злым духом. Возвращение утраченного животного силы является одной из разновидностей исцеления, применяемых шаманом.
Основное объяснение механизма потери души — это когда для сохранения себя в невыносимой или очень тяжелой ситуации, часть души уходит, так как продолжение нахождения в данных условиях настолько дискомфортно, что может привести к полному распаду. Кроме того, данный механизм похож на механизм вытеснения или диссоциации, активно используемый в психологии и психотерапии для объяснения и работы с неосознанно «забытыми» частями жизненного опыта.
Сандра Ингерман определяет следующие симптомы потери души: диссоциация, хронические болезни, депрессия, синдром множественной личности, химическая зависимость, посттравматический синдром, трудности в принятии решений, ощущение онемения, апатия, хронические невезения, провалы в памяти (чем большая часть души утеряна, тем активнее проявляются симптомы).[20]
При обращении к шаманам за возвращением души, они отправляются к своим духам-помощникам или учителям с просьбой помочь в возвращении души, ведут переговоры с найденной частью души, расспрашивают о причинах ее ухода, узнают условия, на которых душа будет готова вернуться, при этом подавляющую часть работы по возвращению души шаманы перекладывают на другие сущности. В рамках подготовки к возвращению души, шаманы могут предварительно произвести возвращение животного силы.
Обычно шаманы говорят, что душа человека похищена, или потеряна, когда с человеком произошло некоторое внутреннее изменение, которое способно стать причиной его гибели, болезни, бед и пр.
Проблема видится в несрабатывании привычных механизмов управления этим человеком со стороны его окружения и его внутренних механизмов самоуправления. Обычно источником такого изменения становится сильное переживание. Человек постоянно цепляется умом за это переживание, ситуацию. Само собой разумеется, что если внимание направить на что-то одно, то другое ускользает от него. И если оно увязает в прошлом или будущем, то настоящее выпадает.
Шаманизм дополняет эту картину еще одним аспектом. Шаманы говорят о внутренней силе «утха», что и переводят как душа. Но это, по сути, жизненная энергия человека. Внимание — своеобразный канал этой энергии. Человек формирует его своими воспоминаниями. И если он чему-то уделяет внимание, значит, и делится частью своей энергии с этим. Шаманы говорят, что помимо людей в этом мире обитают духи, которые питаются такой энергией. Они поедают ее и, если этот канал достаточно хорош, способны опустошить энергию человека. Тогда человек может заболеть, или умереть.
Этот случай можно назвать потерей души с последующим ее похищением. Похищение души в чистом виде случается, когда присутствует изначальное намерение это сделать. Тогда внимание человека цепляют осознанно, теми же яркими переживаниями. Обычно этим занимались шаманы, желающие власти над людьми (черные шаманы).
Похищение души — обоюдоострый меч. В данной ситуации возможен и обратный процесс. Когда жертва становится хищником, а хищник — жертвой. Если это происходит с духом, то есть человек «выпивает» духа, возникает «дух-хранитель», «союзник». Если человеку удается «выпить» черного шамана, то последний умирает. Для обычного человека достаточно прервать канал и восстанавливать свои ресурсы привычными способами: сон, еда, работа.
В практике шаманизма для прерывания канала используются различные ритуалы или просто мат (выбор зависит от внутренней склонности шамана и ожиданий обратившегося), то есть все то, что способно отвлечь его внимание от яркого опыта, который мешает ему сосредоточиться на решении актуальных проблем.[21]
У шамана может быть достаточно много различных методов работы для исцеления, но наиболее распространены несколько следующих вариантов.
Первый метод работы с голодным духом — это выкуп души (жизни, здоровья и т.д.). Шаман может предложить голодному духу богатые подношения и взамен взять то, что принадлежит его клиенту. Если голодный дух не соглашается принять дар, тогда шаман начинает с ним сражаться различными способами. Его могут запугивать огненными ритуалами, воздействовать на него дымом различных трав (можжевельник, полынь и т.д.), которые подобные духи очень не любят. Шаман может обмануть подобного духа или даже «высосать» его специальной трубочкой из пространства человека и переместить в заранее приготовленную куклу. Методов и вариантов помощи клиенту, в пространстве которого шаман видит голодного духа, достаточно много, но независимо от традиции и даже континента, на котором живет шаман, в основном все эти методы в сибирских традициях направлены на борьбу с тем, что причиняет вред.
Шаманы сыграли существенную роль в защите психической монолитности общества. Это непревзойденные воины в борьбе с демонами; не менее эффективно противостоят они также болезням и черным магам. Образцовой фигурой шамана-мастера является Дто-мба Ши-ло, мифический основатель шаманизма на-кхи, неутомимый истребитель демонов. Большое значение боевых элементов в некоторых типах азиатского шаманизма (копье, кольчуга, меч и т. д.) объясняется необходимостью борьбы против демонов, настоящих врагов человечества. В общем можно сказать, что шаман защищает жизнь, здоровье, плодородие, мир «света» — от смерти, болезней, бесплодия, несчастья, от мира «тьмы».
Принципиальной и универсальной является борьба шамана с тем, что мы могли бы назвать «силами Зла«.[22]
При этом важно отметить, что борьба шамана со «злыми силами» является скорее отличительной чертой сибирского региона. Так как, например, Арнольд Минделл, который взаимодействовал с шаманами и аборигенами Австралии в книге «Тело шамана» пишет следующее:
«Во всех традициях основным способом работы с противостоящими силами является уважение к неведомой природе силы.
В то время как большинство психологических и духовных систем пытаются объяснить, откуда взялись ваши блоки и как их обойти, шаманы утверждают, что в них содержится «сила», только частично принадлежащая вам. В процессе обучения вы узнаете, что мир полон пугающих вещей; вы чувствуете себя бессильным, загнанным в угол страшными, непонятными силами. Вместо того чтобы бороться с ними или пытаться их объяснить, шаман сдается, пытаясь изменить то, чего не может понять разумом, переориентирует себя, адаптируется к направлению этих сил.
Средний человек, которого дон Хуан называет «фантомом», пытается удержать эти силы под контролем и отказывается понять собственную беспомощность. Только минутный ужас и ощущение опасности выдают ваше бессилие. Мудрейшая часть вашей личности, ваш колдун, осознает, что жизнь — это нечто, лежащее за пределами вашего разума и вашего бренного тела. Не существует теории, способной объяснить все, и источники даже самых простых ваших импульсов, похоже, связаны с самой Вселенной. В свете сказанного ученик шамана хочет подружиться с неизвестным».[23]